Само местечко «Дургенский каньон и водопад» представляет собой ущелье в скалах длиною около 2-х км, глубиной от 3-
Легенды, мифы, сказания, связанные с объектом, рассказы старожилов: Старая легенда гласит, что однажды, когда Великий Чингис-Хаан от правился в путь, чтобы победить и подчинить своей власти «лесные племена» - предков современных тувинцев, с ним случилось следующее…
Чингис-Хан вместе со своим верным полководцем Субудаем и молодой женой, которая ждала ребенка, ехали с озера Кара-Холь вдоль по реке Оруктуг-Хем, затем они спускались по склонам Танну-Оола по реке Проездной. Вскоре они подошли к маленькой горной речке, и в это время у молодой жены Чингис-Хана начались схватки. Субудай стал торопить своих людей, чтобы они поспешили скорей доставить жену Чингис-Хана в ближайший аал, криками: «Дурген! Дурген! Дурген!». С тех пор эту речку так и стали называть «Дурген» что значит: - «Быстрый!». Многочисленный обоз Чингис-Хана быстро двигался вниз по течению реки. Говорят, что телеги, которые двигались с обозом, было так много, что земля под колесами этих телег провалилась, и на том месте, где прошел обоз Чингис-Хана, и образовался Дургенский каньон. Наконец Чингис-Хаан со своим войском остановился в живописной долине, похожей на чашу – пиалу, на дне которой находилось красивое озеро. На берегу этого озера молодая жена Чингис-Хана родила сына. В благодарность этому озеру Чингис-Хан назвал его Чагытай в чест своего сына Джагытая. От радости,что у него родился сын, Чингис-Хан заплакал и там, где упала его слезы, появились соленые озера Дус-Хол, Хадын (Алгый) и Чедер. Озеро Дус-Хол стало соленым от первой слезы Чингис-Хана, которая была самой соленой, а озеро Хадын (Алгый) стали называть от слова «Алынгыыр», что значит «благодарить», так какЧингис-Хан плакал от благодарности, что у него родился сын. А озеро Чедер стали так называть от слова «Четтирдим», то есть»чедер», что значит «спасибо».
В местечке «Кара-СугСубудай-багатур совершал обряд «Сан-салыры» в честь рождения сына у Чингис-Хана. По древнему обычаю он разжег костер для жертвоприношения богам и духам местности на берегу маленькой речушки «Кара-Суг», и на том месте, где горел этот жертвенный огонь, оплавились камни, и появилась глубокая яма в земле, их можно увидеть даже сегодня. Субудай взял ритуальную ложку «тос-карак» и стал ею кропить белый молочный тувинский чай «Ак шай» по сторонам света, чтобы сделать подношение богам девяти небес «Досдээр». Сначала вперед – на юг, и там где упали капли белого чая появился священный святой источник – аржаан «Уургайлыг», что значит «хранилище» (современное название «Арголик»). Затем брызнул капли чая на север, и в том месте, где они упали, появился еще один священный источник – аржаан «Маннайлыг», то есть «стремительный». Рядом с местечком Кара-Суг, что значит «темная вода», Субудай-багатурувиждел красивую гору, покрытую густым таежным лесом, в котором водилось множество диких животных и птиц. «Какая богатая гора!» - сказал великий воин Субудай. С тех пор эту гору в народе называют «Бай-Даг», что значит «Богатая гора».